Почему крупные компании берут на работу подростков

Что объединяет раннеров, помощников официантов, телемаркетологов, SMM-специалистов и работников метрополитена? Как компании выстраивают HR-бренд среди подростков и берут ли их на работу, рассказала Нина Осовицкая, директор Бренд-центра HeadHunter.
Почему крупные компании берут на работу подростков
Нина Осовицкая, директор Бренд-центра HeadHunter

Подростки — новая целевая аудитория для HR

Сегодня на российский рынок труда выходит самое малочисленное поколение: количество населения в возрасте 15–24 лет сократилось за десять лет на 30%*. В перспективе 5–10 лет ситуация станет немного лучше, однако рынок и кандидаты уже активно трансформируются. С одной стороны, каждый год растет нагрузка и уровень переработок, с другой — у школьников и студентов меняются карьерные парадигмы. Они открыты миру и смело смотрят в сторону самозанятости, гибкого графика, удалённой работы и даже миграции.

Один из индикаторов усиливающейся конкуренции среди компаний в борьбе за начинающих специалистов — заработная плата, которая растет для этой категории сотрудников особенно быстрыми темпами. В России за год она повысилась на 4,3%** и достигла отметки в 30,3 тыс. рублей.

Зачем компаниям это нужно?

1. Многие сотрудники очень ценят возможность привести своих детей-школьников в компанию на первую практику, например в летние каникулы. Цели могут быть разные — профориентация, тестирование на готовность коммуницировать в коллективе, демонстрация рабочей, офисной жизни изнутри.

Опросы HeadHunter показывают, что подавляющее большинство сотрудников, имеющих детей, — за то, чтобы подростки получали первый опыт работы или подработки в возрасте 14–16 лет. Более того, каждый десятый респондент выражает желание взять на работу юного специалиста, несмотря на то что такая практика в компании отсутствует.

В основном беспокойство родителей при трудоустройстве ребенка связано с надежностью работодателя и условиями труда. Поэтому возможность подросткам попробовать себя в компании вместе с родителями — это забота о безопасности среды для детей и, как следствие, повышение лояльности сотрудников-родителей к работодателю.

2. Ряд компаний видит в «школьных» проектах возможность закрытия сложных позиций в будущем, формирования кадрового резерва кандидатов и стандартов профессий. Стратегический взгляд и работа на опережение позволят в дальнейшем сформировать пул лояльных кандидатов, которых сегодня на рынке меньше, чем в предыдущие годы.

3. Приток новых сотрудников на линейные вакансии, особенно в сезон отпусков. Как правило, это позиции, для которых не нужны специальные знания или навыки, а главные требования — активная жизненная позиция и желание научиться или попробовать себя в чем-то новом.

Подростки в этом возрасте (и даже раньше) готовы сами находить способы заработать деньги и смело их тратить. Не зря они становятся отдельной целевой аудиторией для продажи продуктов и услуг почти во всех отраслях, а особенно в ретейле, HoReCa, телекоме и т. д. Параллельно мы видим рост интереса HR к подросткам как к новой аудитории, потенциальным сотрудникам компании в настоящий момент или после окончания школы или колледжа.

4. Для части продвинутых компаний это решение задач разработки, маркетинга, коммуникаций с клиентами. Чтобы запустить продукт или услугу, ориентированную на подростков, лучше самих подростков и пригласить: участвовать в фокус-группах, продумать каналы продвижения, разработать контент-план, написать тексты для рассылок и групп в социальных сетях, общаться с подписчиками на одном языке и так далее.

5. Ответственность компании не только за свое собственное развитие, но и за рост отрасли страны — это важный фактор. Как бы пафосно ни звучало, но от того, каким будет новое поколение, чему научатся современные подростки, какие цели и задачи будут ставить, зависит и наше будущее. Компании разного масштаба прицельно занимаются развитием перспективных и талантливых старшеклассников.

Например, в Петербурге компания RBI создала Школу будущих лидеров, QIWI пять лет развивает образовательную программу FINTEEN, нацеленную на повышение финансовой и цифровой грамотности подростков.

Под патронажем известных предпринимателей открываются бизнес-курсы. Государством активно ведется работа по развитию дополнительного образования — проект «Кванториум», центр «Сириус», Академия цифровых технологий в Санкт-Петербурге, детские лагеря и центры с курсами по маркетингу, финансам, продажам, самопрезентации и т. д., которые финансово и идейно поддерживаются компаниями, лидерами мнений, бизнесменами.

Как компании обратить на себя внимание?

1. В Премии HR-бренд прошлого года было несколько профориентационных проектов: специальные мероприятия, занятия в школах и вузах, личные встречи с экспертами. Уже несколько лет подряд ИТ-специалисты из Mail.ru Group и других технологических компаний проводят «День ИТ-знаний» в школах, где они учились, а также уроки в российских университетах. В 2018 году проект охватил 13 000 школьников из 10 стран.

Исследовательский центр Samsung с 2014 года реализует федеральную бесплатную программу дополнительного образования по основам ИТ и программирования для старшеклассников в 20 регионах России.

«Мосметро», номинант «Премии HR-бренд 2019», с 2015 года запустило программу по работе с подростками от 12 лет.

2. Проекты с элементами геймификации и возможностью вовлечения соискателей через социальные сети. Например, Бренд-центр HeadHunter помогает «Сбербанку» второй год реализовывать проект Sberhunters, ориентированный в целом на молодую аудиторию, не только на школьников, но и на студентов.

От профориентации — к трудоустройству

Несмотря на то что проектов, посвященных профориентации, первому знакомству с компанией как потенциальным работодателем, становится всё больше, трудоустраивать школьников и даже брать на стажировки готовы немногие.

Если в западных компаниях молодежь, особенно студенты, всегда была в фокусе HR, то российскому крупному и среднему бизнесу приходится переобуваться в воздухе. Предвидя тренд и потребности компаний, два года назад на hh.ru мы ввели специальную маркировку вакансий — «Доступна для соискателей от 14 лет». За это время количество предложений о работе с такой маркировкой выросло в два с половиной раза. Общая база этих вакансий сегодня превышает 6 тыс. Например, в компании «Ростелеком» сегодня больше 30 активных вакансий по всей России, отмеченных маркировкой «Доступна для соискателей от 14 лет»: телемаркетолог, стажер в отдел продаж, расклейщик объявлений, промоутер и т. п.

Какую работу можно доверить подросткам?

Промоутеры, курьеры, расклейщики объявлений, консультанты, официанты, работники торгового зала, помощники юристов, бухгалтеры, маркетологи, менеджеры по продажам, операторы call-центров, копирайтеры, программисты, дизайнеры, администраторы, SMM-менеджеры и др. Такие вакансии чаще всего встречаются сегодня на hh.ru c маркировкой 14+. Средняя предлагаемая зарплата на такие позиции — от 15 до 25 тыс. рублей.

Важно понимать, что сегодняшний школьник завтра станет целевым кандидатом на линейную позицию на полную ставку или потенциальным HiPo в одном из отделов, потенциальным приверженцем и потребителем услуг и товаров, которые производит компания.

Конечно, привлечь новую аудиторию соискателей — ребят от 14 и старше — мало, необходимо и внутри компании создать условия для их продуктивной работы. Четко поставленные задачи, регулярная обратная связь от руководителя, очевидные и предсказуемые траектории развития, гибкость в подходах, комфортные отношения в команде — это то, что будет работать на удержание. И наоборот, юного сотрудника может оттолкнуть бюрократия и сложная система внутренних согласований. Так что для работодателей на нашем рынке очень актуальна известная цитата: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».

* По данным Федеральной службы государственной статистики.

** Совокупный доход сотрудников, источник: «Банк данных заработных плат» HeadHunter.